Зернотрейдеры требуют снизить тарифы на зерновую перевалку в портах с нынешних 2 долл. за тонну до 1 долл., якобы заботясь об экспорте зерна. Порты яростно сопротивляются. По неофициальной информации, при ставке в 2 долл. морские ворота страны с трудом работают «в ноль» по рентабельности.
«Налицо обыкновенное недопонимание транспортной составляющей со стороны Украинской зерновой ассоциации. Ведь у портов нет других путей получения прибыли кроме как за предоставление услуг причалов. Они явно не хотят понять, что портовые тарифы существенно не влияют на экспортную стоимость зерновых», — заявил транспортный эксперт. По его словам, заявления зерновиков о том, что причальные ставки во всех портах разные, не соответствуют действительности. «На самом деле во всех портах, кроме Ренийского, портовые ставки одинаковы и регулируются сборником тарифов. До этого года всех это не то чтобы все устраивало, но такого «наезда», как в 2005 году, еще не было» — подытожил он.
На днях пресс-служба гособъединения «Укрморпорт» распространила свой комментарий на происходящее. Судя по предоставленной информации, в январе-августе текущего года было переработано хлебных грузов (в т.ч. зерна) 4416,7 тыс. т, что на 85% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А объемы перевалки собственно зерна составили 3995,3 тыс. т, что превышает показатель 2004 г. на 93%. Доля экспортного зерна составляет 79% общего объема переработанного, транзитного — 20,5%. То есть с экспортом все ОК.
Тем не менее, атака на «портовиков» со стороны зернотрейдеров продолжается. Как сообщили информированные источники, трейдеры активизировались только потому, что предчувствовали назначение президента Украинской аграрной конфедерации Леонида Козаченко вице-премьером по агрополитике.
Портовики говорят, что не понимают действий аграрного лобби. По их словам, нынешние споры по тарифам начались с того, что кто-то распространил информацию, что якобы услуги отечественных портов препятствуют экспорту зерна. По неофициальным данным, один из крупнейших отечественных портов пытался найти компромисс с трейдерами. По мнению представителя предприятия, портовики готовы были пойти на незначительные уступки: «Где-то на 1 грн. на тонне, если это спасет трейдеров. Правда, остается открытым вопрос, пойдут ли эти деньги производителям зерна, как трейдеры уверяют».
«Портовая составляющая в последние годы не менялась. На нее приходится не более 6,2% всех затрат на транспортировку зерна. Пускай трейдеры долбят Кабмин по возврату НДС и зерновые терминалы — по ценам на хранение. И вообще, зерно в основном поставляется на условиях FOB, а там за все портовые услуги платит либо покупатель, либо судовладелец», — считают некоторые эксперты.
Кстати, по поводу НДС зернотрейдеры согласны. Зампредседателя правления ЗАО «Рамбурс» Сергей Черченко сказал, что действительно повлиять на укрепление цены зерна и даже на ее рост мог бы немедленный возврат зернотрейдерам долга по НДС. Сегодня возмещение практически не осуществляется, и вокруг этого процесса по-прежнему возникает огромное количество разного рода «решальщиков». Что же до стремления снизить ставку, то тут аргументы трейдера все те же: «Если портовые сборы, к примеру, будут понижены на 1 долл., значит, к закупочной цене трейдеры автоматически будут прибавлять этот доллар».
Эксперт зернового рынка, также пожелавший сохранить инкогнито, добавил, что цены на большинство сырьевых ресурсов на мировом рынке значительно выросли, а на сельхозпродукцию, в том числе и на зерно, остались на уровне прошлого года, а в некоторых случаев даже снизились. Возникает ценовой дисбаланс. Его нужно как-то нивелировать и помочь производителям. Он же вновь помянул «дискриминацию зерна» в портах — мол, цена на его перевалку в два раза выше, чем на обработку других сыпучих грузов (портовики говорят, что дело в сезонности работ и специфике товара). И добавил, что государство выделяет деньги из бюджета для поддержки сельхозпроизводителей, а потом сами же госструктуры вытягивают из АПК все назад».
Правда, регулируется вопрос постановлением КМУ № 1544 «О портовых сборах» (подписано в 2000 г. премьер-министром Виктором Ющенко). То есть, пересмотреть ставки можно было бы, внеся изменения в документ. Что в последнее время происходило вокруг Кабмина, рассказывать не надо.
Объемы переработки зерновых грузов в январе-августе 2005 года по отдельным портам | ||
Морской торговый порт |
Хлебные грузы, тыс. т |
Из них зерно, тыс. т |
Ренийский |
182,4 |
182,4 |
Усть-Дунайский |
202,0 |
202,0
|
Белгород-Днестровский
|
6,5
|
6,5
|
Ильичевский
|
1003,6
|
1003,6
|
Одесский
|
1387,2
|
1387,2
|
Николаевский
|
344,6
|
327,6
|
Херсонский
|
587,3
|
448,9
|
Скадовский
|
15,6
|
9,2
|
Феодосийский
|
10,4
|
10,4
|
Керченский
|
282,6
|
255,8
|
Бердянский
|
153,3
|
65,4
|
Мариупольский
|
201,5
|
56,6
|
Измаильский
|
39,7
|
39,7
|
ИТОГО
|
4416,7
|
3995,3
|