Укрзализныця запускает новый способ перевозки зерна, формируя маршрутные составы из 54 вагонов-зерновозов не на одном элеваторе, а на определенных участках железной дороги – полигонах.
Напомним, что в течение прошлого года Укрзализныця из-за дефицита локомотивов предлагала различные способы оптимизации железнодорожных перевозок зерна. В числе прочего, Укрзализныця рассматривала вариант закрыть или ограничить вывоз зерна приблизительно с двух сотен малозагруженных железнодорожных станций, что вызвало шквал критики со стороны зернотрейдеров. В итоге монополист стал подавать локомотивы и вагоны только на элеваторы, на которых можно было загрузить сразу весь зерновой маршрут – 54 вагона. Таких элеваторов насчитывалось около 70. На остальные станции к концу года Укрзализныця выделяла вагоны и локомотивы по остаточному принципу, и в итоге 95% перевозок зерна пришлось на маршрутные элеваторы.
В связи с этим Украинская зерновая ассоциация (УЗА) совместно с Центром транспортной логистики (ЦТЛ) отработали механизм создания ступенчатых маршрутов, который предусматривает формирование отправительских маршрутов в 54 вагона не с одной станции, а с нескольких соседних элеваторов и железнодорожных станций, объединенных в один железнодорожный полигон. Первый ступенчатый маршрут был формирован на онлайн-платформе Transithub, запущенной в конце прошлого года компанией «Кернел» для осуществления железнодорожных перевозок совместно с другими компаниями и экспедиторами.
Директор ООО «Алмейда Групп» Максим Волченко сообщил iAgro, что как раз сейчас идет загрузка первого ступенчатого маршрута – 30 вагонов компания «Алмейда Групп» загружает на станции «Рубежное», еще 24 вагона компании «Кернел» загружает на станции «Кабанье».
Зернотрейдеры оценивают эксперимент положительно, поскольку такой способ перевозки зерна позволит отправлять грузы с малозагруженных станций. «Хорошо, что железная дорога пошла навстречу, и небольшие элеваторы смогут осуществлять погрузку зерна. Особенно это положительно для таких сложных регионов, как Донецка и Луганская область», – сказал Максим Волченко.
Валерий Ткачев, заместитель директора по логистике компании «Торговый дом «Дельта Вилмар» считает формирование ступенчатых маршрутов первым шагом в направлении нормализации ситуации с отправкой зерна. «Идея хорошая, потому что она поможет вывозить зерно повагонными отправками с малозагруженных станций, которые не в состоянии сформировать целый маршрут из 54 вагонов», – сказал он.
В то же время, механизм отгрузки зерна можно еще усовершенствовать. В частности, тариф на перевозку вагонов в ступенчатом маршруте сейчас такой же, как при повагонной отправке. «Тариф при ступенчатом маршруте целесообразно было бы сделать выше, чем при маршрутной отправке, но дешевле, чем при повагонной», – сказал Ткачев.
Также формирование ступенчатых маршрутов можно было бы организовать на площадке ЦТЛ Укрзализныци, поскольку это сократило бы цепочку подачи заявок. Сейчас компании подают свои заявки на перевозку в Украинскую зерновую ассоциацию, откуда совместная заявка направляется в УЗ. Кроме того, некоторые компании в связи с требованиями внутренней безопасности опасаются работать на площадках других частных компаний.
Также, по мнению Валерия Ткачева, Укрзализныце и отправителям грузов нужно перенимать европейский опыт перевозок, когда, например, железная дорога вывешивает четкий график движения локомотивов, и клиент может, подав заявку, «подцепить» свои вагоны к тому локомотиву, который его больше устраивает.
Укрзализныця обещает, что на ступенчатые маршруты будет выделять до четверти вагонов и локомотивов. Представители трейдеров считают оптимальным показатель на уровне трети вагонного парка.
#Агрорынок #Укрзализныця #зерно #зернотрейдеры