Украинские аграрии выполнили половину плана по уборке урожая. По данным Минагрополитики, ранние зерновые убраны на площади 9,8 млн га или 99% от засеянного. Собрано 38,5 млн тонн зерна, из которых 28,2 млн тонн — пшеница.
По данным аналитиков компании "Украгроконсалт", темпы уборки на середину августа опережали прошлогодние показатели у пшеницы (+3%), ячменя (+7%), овса (+7%), озимого рапса (+29%). Уборка ржи идет на 18% медленнее, чем в прошлом году.
Средняя урожайность составила 39,1 ц/га, против 34,8 центнера с гектара в прошлом году по группе ранних зерновых. А урожайность выше прошлогодней зафиксирована у пшеницы (+10,7%), ячменя (+16,1%), ржи (+5,3%) и овса (+4,9%).
По словам замминистра агрополитики Владимира Топчия, период перезимовки был благоприятным для сохранения посевов озимых культур, а весной погода была даже лучше прошлогодней — с умеренными температурными режимами и близкой к норме влагообеспеченностью.
"Нет оснований полагать, что урожай ранних зерновых культур 2019 года в Украине будет ниже прошлогоднего", — прогнозировал замминистра в мае. Спустя три месяца этот прогноз сбылся с перевыполнением.
Официальный прогноз урожая украинское Министерство агрополитики еще не озвучило, хотя американский Минсельхоз сделал это еще несколько месяцев назад. Согласно отчету USDA, урожай в Украине в 2019 году составит 75 млн тонн. Это максимальный показатель за историю наблюдений и на 5 млн тонн больше прошлогоднего — тоже рекордного урожая.
В прошлом году рекорд в 70 млн тонн стал неожиданностью, так как всю первую половину сезона отрасль дружно переживала о состоянии посевов вследствие засухи и дождей, а потом — о качестве собранного зерна. Урожай-2018 наполовину был обеспечен кукурузой, рекордный вал которой компенсировал недобор по группе ранних зерновых. В этом году рекорд более очевиден, так как результат уборки ранних зерновых уже превысил прошлогодний результат, а в поздних зерновых львиную часть вала формирует кукуруза, для созревания которой установились благоприятные условия.
Зерно на вывоз
Параллельно Украина входит в активную фазу экспорта зерна с присущими этому периоду проблемами в части железнодорожной логистики. Старт традиционному "зерновому коллапсу" в этот раз дал президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, заявивший, что значительная часть урожая может быть потеряна из-за "проблем с логистикой, и, в частности с железнодорожным транспортом, который является главным перевозчиком аграрной продукции с долей порядка 63%".
"Проблема в серьезном дефиците локомотивной тяги, из-за чего многие производители сельхозпродукции не успевают перевезти ее в срок", — сказал он.
Потери, по его мнению, могут составить до 5 млн тонн, преимущественно пшеницы, ячменя, гречки. Исходя из средней цены тонны в 160 долларов, общий ущерб, по оценке главы УАК, исчисляется сотнями миллионов.
Исходя из прогноза урожая в 75 млн тонн экспортный потенциал Украины на текущий сезон находится в диапазоне 45-50 млн тонн. Не менее 25 млн тонн должно быть вывезено до конца календарного года с максимальной интенсивностью в осенние месяцы.
Председатель Ассоциации владельцев вагонов Александр Криворучко также не исключает, что задача доставки зерна в порты может оказаться непосильной для "Укрзализныци". "Коллапс уже имеет место. На основные рынки сбыта мы перевозим нашу продукцию через порты большой Одессы и вот там у нас есть несколько факторов. У нас ситуативно получается нехватка локомотивов", — сказал он.
Обычно недостаток мощностей железной дороги на пике сезона перекрывается автотранспортом, но в этом году этот канал частично недоступен, так как на август-сентябрь запланирован рекордный ремонт дорожного полотна. Таким образом, автодороги, которые традиционно выступали компенсатором, в этом году, будучи частично закрытыми, наоборот, увеличат нагрузку на железнодорожный транспорт.
В свою очередь, председатель правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов назвал ситуацию "дежавю по-железнодорожному", которое повторяется каждый август и уверил, что 1) железная дорога полностью готова к вывозу зерновых нового урожая и 2) имеет для этого все необходимые ресурсы.
По его словам, текущие мощности УЗ позволяют перевозить до 40 млн тонн зерновых грузов в год. "Мы можем выйти на 3,8 млн тонн ежемесячно, если будет ритмичный заказ и планирование на год", — заявил Кравцов.
При этом стратегическая программа развития УЗ предусматривает наращивание мощностей для возможности перевоза до 5 млн тонн зерновых грузов в месяц. С начала сезона (а это 1 июля 2019 года) в порты перевезено 4,26 млн тонн зерновых, что на четверть больше результатов аналогичного периода прошлого года.
Отметим, что опасения участников рынка как минимум объяснимы, поскольку в прошлом году железная дорога работала с перебоями, формируя многодневные "пробки" из вагонов с зерном в южном направлении. В УЗ объясняют, что проблема была на стороне портов, а причина зерновых заторов — в частности в неэффективной работе стивидоров. Сам железнодорожный монополист готов обеспечить ритмичную поставку зерновых грузов: увеличить объемы перевозок удалось за счет организации зерновых маршрутов — с начала июля "Укрзализныця" ежедневно формирует не менее 10 маршрутов из собственного вагонного парка. Также расширились вагонный парк и парк локомотивов.
Вопреки этим бравурным уверениям, УЗ была вынуждена ввести с 16 августа 2019 года бессрочный запрет на отгрузку зерна и зернобобовых для ряда компаний-экспортеров в направлении терминалов в Николаевском морском порту из-за перегруженности инфраструктуры.
Цена вопроса
Цена на украинский урожай зависит в том числе от показателей уборки в других странах — поставщиках зерна из Причерноморского региона. В России до последнего времени доминировали самые оптимистичные виды на будущий урожай, которые в последний месяц резко сменили тональность. Причина — непогода (дожди и засуха), из-за которой в 15 регионах России был введен режим чрезвычайной ситуации. Прогнозы урожая пока радикально не понижаются (но не исключено, что это произойдет в будущем), и остаются на уровне 120-123 млн тонн, из которых около 80 млн — это пшеница.
Напротив, в Казахстане, по данным аналитиков "Украгроконсалт", погодные условия были благоприятными для полного созревания зерна и завершения уборочных работ.
Что касается мировых цен на украинское зерно, то ориентиром может служить недавний тендер Египта, который закупил пшеницу происхождением из Украины и России с поставкой с 15 по 30 сентября 2019 года. Средняя цена закупки составила $199,75 FOB плюс $18.25 фрахт.
Также цены может подтолкнуть к росту возможное снижение фактических урожаев по сравнению с планами. USDA снизили ожидания производства и объема торговли из-за неурожая в Турции, ЕС, Казахстане и России. Несмотря на то что в 2019/20 МГ мировой урожай пшеницы ожидается на рекордном уровне 768,07 млн тонн (+38 млн тонн за сезон), прогноз мирового экспорта пшеницы месяц от месяца снижается — в июле на 2,3 млн тонн, в августе еще на 0,48 млн тонн до 182,6 млн тонн. Мировые конечные запасы пшеницы были скорректированы вниз на 1 млн тонн (285,4 млн тонн; +10 млн тонн к 2018/19 МГ).
#Агрорынок #аграрии #зерновые #урожай #зернотрейдеры