В последние годы вопрос будущего европейского энергоснабжения становится все более острой геополитической темой. Она все больше увязывается с проблемой конкурирующих газотранспортных маршрутов и влияет не только на украино-российские отношения. В конце 2019 года, в частности, в результате новых санкций США в отношении газопровода «Северный поток-2» Киев заключил новое выгодное транзитное соглашение с Москвой о транспортировке сибирского газа в Евросоюз. В настоящее время сделка сроком на пять лет обеспечивает дальнейшее использование части газотранспортной системы Украины. До тех пор, пока газопровод «Северный поток-2», проходящий по дну Балтийского моря, не будет запущен «Газпромом», украинская газотранспортная система, видимо, будет использоваться для транзита российского газа и приносить доходы.
Однако известные конфронтации и переговоры последних лет о различных маршрутах поставок российского газа в ЕС также послужили причиной отвлечения от потенциала собственных запасов природного газа и нефти Украины, а также ее подземных хранилищ и биогаза. Значительные природные энергоресурсы Украины до сегодняшнего дня остаются не полностью разведанными и недостаточно эксплуатируемыми. И это несмотря на то, что их более эффективное использование может стимулировать экономический рост не только в энергетическом секторе, но и в других отраслях экономики страны.
Если считать, что запасы газа в азиатской части России находятся за пределами Европейского континента, то Украина на сегодняшний день занимает второе место в Европе по величине запасов газа. По состоянию на конец 2019 года разведанные на тот момент украинские месторождения содержали 1,09 триллиона кубометров природного газа. По этому объему Украина уступает в Европе только Норвегии, ресурсы которой составляют 1,53 триллиона кубометров.
Тем не менее огромные запасы энергоносителей Украины до сих пор остаются в основном неиспользованными. За годы ее независимости имели место крайне низкие темпы использования собственных запасов, составляющие около 2% от их общего объема в год. Более активная, чем до сих пор, разведка еще не разведанных газовых месторождений, скорее всего, увеличит общий объем украинских залежей, возможно, даже существенно.
Несмотря на эту обнадеживающую ситуацию, Украина по-прежнему зависит от значительного импорта газа. Когда в 1970-х годах СССР начал масштабную добычу газа в Западной Сибири, большая часть специалистов и оборудования в области разведки и добычи советского газа были перенаправлены из УССР в РСФСР. В результате оставшиеся украинские запасы газа оказались недостаточно освоенными, недоиспользованными и неразведанными.
До недавнего времени общее среднегодовое потребление Украины составляло около 32 миллиардов кубометров газа. Из этого объема около 10 миллиардов кубометров ежегодно покрывались за счет импорта. Сопоставление объемов потребления и импорта говорит о возможности революционного будущего для газового сектора Украины и энергетической сферы в целом.
Решительная разработка уже разведанных украинских запасов может привести к значительному увеличению добычи газа. Это не только поможет полностью обеспечить внутренние потребности в газе и сделать страну в значительной степени самодостаточной в энергетическом отношении. В лучшем случае это могло бы даже позволить Украине начать экспорт определенного количества газа в соседние европейские страны и/или через них. Это тем более важно, что при наличии огромной газотранспортной системы Украины уже существует необходимая инфраструктура для доставки больших объемов газа в ЕС.
По некоторым оценкам, в 2030 году Европейский Союз будет импортировать около 90% потребляемого им газа. Таким образом, в течение следующего десятилетия Брюссель будет стремиться все больше диверсифицировать источники и маршруты поставок газа в Европу. В этом контексте и меньшие по размеру, но уже активные или потенциальные будущие экспортеры, такие как Украина, могут заинтересовать Брюссель. Их поставки снизят зависимость ЕС от крупных игроков в этой сфере, а также укрепят европейские позиции на переговорах с ними.
Согласно недавнему оценочному исследованию Украинского института будущего, для превращения Украины в самодостаточного потребителя энергии и потенциального экспортера потребуется объем инвестиций на общую сумму около 19,5 миллиарда долларов США. Примерно 3,5 миллиарда долларов необходимы для разработки газовых месторождений. В добычу нефти нужно будет вложить примерно 14 миллиардов долларов и еще 2 миллиарда — в ее переработку.
Общий объем инвестиций, необходимых для достижения цели полной энергетической независимости, составляет значительную сумму на фоне относительно небольших государственного бюджета и ВВП Украины. Тем не менее эта сумма примерно равна всего лишь расходам на текущий импорт энергоносителей в Украину в течение двух-трех лет. Таким образом, даже такая достаточно большая сумма амортизируется относительно быстро.
За последние годы Украина, часто под давлением МВФ, постепенно сокращала деформирующие государственные интервенции на газовый рынок. Киев ввел рыночные цены для населения и больше не субсидирует все без исключения частные домохозяйства, а только те из них, которые не в состоянии оплачивать свое потребление. Такая сравнительно новая и экономически выгодная ситуация должна сделать финансовое участие в разведке и добыче газа в Украине более привлекательным, чем это было в прошлом. Инвестиционный климат еще больше улучшится после восстановления европейских энергетических рынков в результате вероятного преодоления пандемии COVID-19 с 2021 года.
Украина имеет одну из самых развитых и всеохватывающих газотранспортных инфраструктур в мире как с точки зрения внутренних поставок, так и с точки зрения экспортных мощностей. Украинская газотранспортная система является наследием советской энергетической экспансии в Европу и немецкой так называемой Neue Ostpolitik (новой восточной политики) 1970-х годов. Она долгое время была основным коридором для транспортировки советского, а затем российского, а также среднеазиатского газа во многие европейские государства. Текущее использование этих мощностей значительно ниже, чем раньше, в результате запуска новых газопроводов в обход Украины и развития рынка сжиженного природного газа. Тем не менее трубопроводы и компрессорные станции можно и далее использовать, и они могут поставлять не только российский или туркменский, но и украинский газ в ЕС, хотя и требуют модернизации и оптимизации.
Еще одна значительная часть многомерной газовой инфраструктуры Украины — это ее огромные подземные газовые хранилища. Общий объем лишь частично используемых сейчас украинских мощностей по хранению природного газа составляет более 31 миллиарда кубометров. Таким образом, Украина может добавить почти треть к имеющимся на сегодняшний день почти 100 миллиардам кубометров газовых хранилищ во всех странах ЕС, вместе взятых.
На этом фоне неудивительно, что недавно ведущая мировая консалтинговая компания Wood Mackenzie (WoodMac), занимающаяся исследованиями и консалтингом в области энергетики, высказала предположение о том, что Украина владеет ключом к решению проблемы нынешней нехватки мощностей газохранилищ в Европе. В результате коронакризиса мировые цены на газ находятся на низком уровне, но хранилища ЕС не располагают достаточными объемами для того, чтобы в полной мере воспользоваться этой благоприятной ситуацией. В конце 2019 года Украина приняла ряд поправок в соответствующие законы и директивы, которые облегчили иностранным компаниям использование свободных мощностей ПХГ. В результате за первые девять месяцев 2020-го международные энергетические компании перекачали в украинские хранилища 7,9 миллиарда кубометров газа, что в несколько раз превышает объем хранения иностранного газа в Украине за весь 2019 год.
Водород — еще один новый горизонт для слаборазвитой энергетической отрасли Украины. Сегодня различные газораспределительные компании изучают ее трубопроводные мощности для доставки водорода своим потребителям. ЕС определил Украину в качестве приоритетного партнера для будущего сотрудничества в области использования водорода для увеличения энергопоставок и повышения безопасности Евросоюза.
Еще одним высокопотенциальным энергоресурсом в Украине является биогаз. В настоящее время страна располагает достаточными мощностями для производства около 10 миллиардов кубометров биогаза в год. Этот объем почти эквивалентен объему импортируемого ежегодно природного газа. Учитывая растущий сельскохозяйственный сектор Украины, его возможности по производству биогаза могут повышаться. При смешивании биогаза с водородом образуется биометан, являющийся экологически чистой формой энергии, не содержащей углекислый газ.
Увеличение внутреннего производства природного газа, биогаза, водорода и биометана в Украине не только уменьшит или даже устранит зависимость страны от импорта энергоносителей. Оно создаст новую и мощную экспортоориентированную отрасль в украинской экономике, а также придаст импульс для роста и в других отраслях. ЕС выиграет от диверсификации источников поставок газа, а также от приобретения нового крупного энергетического партнера в непосредственной близости от его границ. Более того, такое сотрудничество укрепило бы экономические связи Брюсселя с Киевом и уменьшило бы потребность в поддержке украинского государства со стороны Запада. Решительное освоение пока неиспользуемых возможностей Украины в сфере добычи, экспорта и хранения энергии должно быть в интересах всех сторон.
#Нефть и газ #энергонезависимость #добыча газа #Энергорынок