Цель расследования, проводимого в Конгрессе в рамках процедуры импичмента — выяснить, принуждал ли президент США Дональд Трамп иностранного лидера, отложив необходимую тому встречу в Белом доме и приостановив оказание Соединенными Штатами военной помощи, чтобы «дать ход» теории заговора, внушенной Россией, и дискредитировать своего главного оппонента на выборах 2020 года. Однако самый серьезный конституционный кризис в США со времен Уотергейта связан не только с необходимостью защитить репутацию демократических институтов США, пострадавшую из-за злоупотребления президентом своей властью. Он является частью усиливающейся геополитической борьбы между защитниками демократии и силами олигархического авторитаризма — от киевского Майдана до гонконгского Монг-Кока. В этом растущем глобальном конфликте Трамп и его «подручные» неизменно объединяются с силами олигархического авторитаризма — в России, Турции, Венгрии и других странах. Но наиболее ярко и отчетливо это проявляется на Украине.
То, что Украина оказалась в центре расследования, проводимого в США в рамках процедуры импичмента, не случайно. Эта страна является эпицентром борьбы между приверженцами демократического принципа верховенства закона и авторитарной олигархией. Расположенная на другом конце света, вдали вашингтонских коридоров власти, Украина находится на линии цивилизационного и геополитического разлома. К западу от Украины находятся либеральные демократические страны Европы, руководствующиеся верховенством закона и демократическими принципами. К востоку от нее находятся Россия и ее евразийские государства-клиенты, которые практически без исключения являются коррумпированными олигархиями.
Соперничество между этими двумя системами управления дважды перерастала в жестокие конфликты. Война России против Грузии в 2008 году и вторжение России на Украину в 2014 году были попытками защитить сферу олигархических интересов Кремля от демократических реформаторов, пришедших к власти через революционные общественные движения. Те же самые причины лежат и в основе скрытой войны за сферы влияния России в других частях мира — от Молдавии и Черногории до Сирии и Венесуэлы. В этой войне с демократическими движениями и демократическими принципами главным призом и главным противником России всегда были США. Но до сих пор России всегда приходилось бороться с обеими партиями, решительно настроенными противодействовать ее попыткам подорвать демократические институты США.
Сфера влияния олигархов
В марте 2014 года после непредвиденного политического события российские силы специального назначения и сотрудники военной разведки (ГРУ) в ходе секретной операции взяли под свой контроль украинский полуостров Крым. Месяцем ранее, в феврале, украинские граждане восстали против президента Виктора Януковича, подвергавшегося жесткой критике клептократа, коррупционная деятельность которого была настолько вопиющей (например, в своей официальной резиденции он держал страусиную ферму), что даже его друзья-олигархи больше не могли его защищать. Последней каплей стало то, что в середине февраля 2014 года силовики Януковича начали стрелять по протестующим на киевском Майдане Незалежности, то есть, Площади независимости, и убили более сотни сторонников демократии. Янукович, виновный в убийстве людей, под покровом ночной темноты бежал из Киева и через несколько дней оказался в России.
Решение Януковича бежать из Украины привело в ярость президента России Владимира Путина. Но не потому, что Путин питал к Януковичу какое-то особое расположение (на самом деле он смотрел на него свысока как на «гопника», не отличавшегося особыми умственными способностями), а скорее потому, свержение Януковича поставило под угрозу олигархическую систему влияния, с помощью которой Кремль контролировал Украину. В этой системе, основанной на продажных отношениях, олигархам позволялось обогащаться за государственный счет до тех пор, пока они сохраняли верность Кремлю. Обещание провести демократические реформы и привлечь к ответственности виноватых, данное во время революции Майдана, грозило уничтожением этой олигархической системы, основанной на отношениях «патрон-клиент». А, значит, представляло реальную опасность для Москвы — было чревато потерей влияния на Украине.
«Зеленые человечки», которых Путин забросил на восток Украины, были частью военной операции, тщательно спланированной Россией в ответ на украинскую демократическую революцию. А в центре Украины те же самые коррумпированные олигархи и чиновники, которые воровали государственные ресурсы при режиме Януковича, создали второй гражданский фронт. Организацией, объединившей интересы этих коррумпированных сил, была пророссийская политическая машина, известная как «Партия регионов», которую политолог Тарас Кузио метко назвал партией «друзей-олигархов»
Весной 2014 года баллотировавшийся на пост президента Петр Порошенко во время своей предвыборной кампании поклялся чтить память «Небесной Сотни» (как называли погибших на Майдане), проводя «деолигархизацию» Украины и выступая против этих укоренившихся олигархических интересов. Порошенко сам был олигархом и одним из основателей «Партии регионов», но международное сообщество дало ему кредит доверия. Шло время, Порошенко занимал президентский пост уже не один месяц, а обещанная деолигархизация так и не состоялась. Более того, практически никого из представителей прежнего режима не привлекли к ответственности. Назначенный Петром Порошенко генеральный прокурор Виктор Шокин не только не смог провести справедливое расследование громких коррупционных дел, но и был лично замешан в деле о вымогательстве, которым занимались два его подчиненных, которые стали известны по всей Украине как «бриллиантовые прокуроры», потому что в их домах были обнаружены тайники с бриллиантами. Вымогательства, совершавшиеся коррумпированными прокурорами, при Януковиче были обычным делом. Повторение этой преступной практики при Порошенко обеспокоило многих зарубежных сторонников Украины.
Из-за этого «возврата к прошлому» международное сообщество настаивало на том, чтобы перед тем, как Украине будет предоставлена помощь, она должна добиться соответствия определенным критериям и выполнить определенные требования. Среди этих требований было отстранение Шокина от должности, серьезное реформирование Генеральной прокуратуры и создание специальных антикоррупционных институтов, не подверженных политическому влиянию. Под совместным давлением основных доноров Украины — США, Европейского Союза и Международного валютного фонда — Украина создала независимые национальные органы для предотвращения и искоренения коррупции. Она также наделила полномочиями специального прокурора по борьбе с коррупцией и создала специальные антикоррупционные суды. В совокупности эти реформы должны были коренным образом изменить ситуацию. Именно по этой причине они представляли непосредственную угрозу коррумпированным украинским олигархам и чиновникам, которые попустительствовали им, создавали для них условия и наживались на их коррупционных действиях.
Революция Трампа
В то время, когда выступавшие за демократию реформаторы пытались защитить свою страну от российской агрессии и одновременно занимались реформированием украинской олигархической системы, основанной на преследовании собственных интересов, по другую сторону Атлантики Дональд Трамп проводил весьма неординарную политическую кампанию. В отличие от других потенциальных кандидатов в президенты от Республиканской партии, Трамп очень хорошо отзывался о президенте Путине и постоянно игнорировал опасения по поводу клептократического и авторитарного характера путинского режима. Трамп также всполошил республиканский истэблишмент непосредственно перед национальным съездом Республиканской партии в июле 2016 года, поручив своим доверенным лицам убрать из официальной программы Республиканской партии пункт о поддержке оказания военной помощи Украине.
В марте 2016 года Трамп принял еще одно необычное решение, назначив председателем своего предвыборного штаба Пола Манафорта (Paul Manafort). Многие представители номенклатуры Республиканской партии считали, что Манафорт дискредитировал себя, работая на коррумпированных авторитарных лидеров, таких как Янукович, президент Заира Мобуту Сесе Секо (Mobutu Sese Seko) и президент Филиппин Фердинанд Маркос (Ferdinand Emmanuel Edralin Marcos). Хотя у Трампа у самого было много связей в России, Манафорт наладил знакомство с новыми людьми, связанными с Кремлем, которые прошли через политическую машину «Партии регионов».
Среди знакомых Манафорта были такие олигархи, как Олег Дерипаска, которого Министерство финансов позже внесло в санкционный список за то, что он «представлял российское правительство в других странах», Дмитрий Фирташ, которого сенатор-республиканец Роджер Уикер (Roger Wicker) назвал «прямым агентом Кремля», Ринат Ахметов, самый богатый олигарх Украины и ведущий промышленник Донбасса, и Сергей Левочкин, еще один донбасский олигарх, который возглавлял администрацию президента Януковича, а затем стал лидером «Партии регионов», изменившей название на «Оппозиционный блок». Это были не просто случайные знакомые: Манафорт, по имеющимся сведениям, задолжал Дерипаске 10 миллионов долларов, работал с Фирташем над проектом перестройкой отеля «Дрейк» (Drake Hotel) на Манхэттене и поддерживал тесную связь с Ахметовым и Левочкиным. Специальный прокурор Роберт Мюллер (Robert Mueller) выяснил, например, что Манафорт поручил своему деловому партнеру Константину Килимнику, который, по данным ФБР, имел «связи с российской разведкой», передавать Ахметову и Левочкину данные о результатах опросов во время избирательной кампании в 2016 году. С какой целью он это сделал, по-прежнему неизвестно.
В середине августа 2016 года Манафорт неожиданно был вынужден уйти с поста председателя штаба Трампа после того, как выяснилось, что он получил тайно перечислявшиеся платежи от «Партии регионов» на общую сумму 12,7 миллиона долларов. Но после ухода Манафорта связи между сетью олигархов из «Партии регионов» на Украине и предвыборным штабом Трампа сохранились. Не исключено, что многие из этих олигархов считали, что победа Трампа в 2016 году обеспечит им возможность избавиться от «внимания» правоохранительных органов США, а, может, даже вернуться к власти на Украине. Левочкин и его однопартиец по «Партии регионов» Сергей Кивалов были замечены на мероприятиях по случаю инаугурации Трампа. Казалось, что их мечты о возвращении во власть вот-вот сбудутся.
Украинские подручные Трампа
Во время расследования Мюллера администрация Трампа изо всех сил пыталась отбиться от обвинений в сговоре с Россией, а на Украине преступный мир пророссийских олигархов и коррумпированных чиновников пытался помочь Трампу, ставя под сомнение лежащее в основе расследования ключевое предположение о том, что Россия вмешалась в выборы 2016 года. Всего через несколько недель после празднования инаугурации Трампа в Вашингтоне Левочкин написал в американском журнале «Ньюс энд Уорлд Репорт» (News & World Report) статью под названием «В эпоху Трампа Украина может победить» («Ukraine Can Win in the Trump Age»). В статье он оптимистически высказался о президентстве Трампа и выдвинул теорию заговора, согласно которой в выборы 2016 года вмешались не русские, а украинцы, и делали они это в интересах бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон (Hillary Clinton). Эта теория, впервые сформулированная Министерством иностранных дел России, должна была перевернуть с ног на голову подробные доказательства вмешательства России с целью оказания поддержки кампании Трампа. Вместо этого авторы теории утверждали, что выступавшие против Трампа украинцы предпринимали тайные действия, чтобы дискредитировать Манафорта и тем самым склонить американцев голосовать за Клинтон.
В последующие месяцы прокремлевская сеть на Украине начала готовить дезинформационную кампанию против одного из самых ярых сторонников суверенитета Украины и человека, искренне поддерживающего ее борьбу с коррупцией и агрессией России — бывшего вице-президента Джо Байдена (Joe Biden, у которого автор этой статьи был советником по внешней политике в 2014-2015 годы). Бывший военный прокурор Украины Константин Кулик собрал досье с «компроматом», материалами, содержавшими ложные обвинениями в адрес Байдена, согласно которым Байден необоснованно настаивал на увольнении Виктора Шокина с поста генерального прокурора. На самом же деле Байден делал это в рамках скоординированной политики США, которая была согласована с политикой Европейского Союза и Международного Валютного Фонда.
У Кулика в этом деле были свои интересы. Он пришел в прокуратуру из печально известного своей коррумпированностью Харьковского управления по борьбе с организованной преступностью, в котором полицейские практически ничем не отличались от преступников, и был назначен военным прокурором отчасти благодаря Виктору Шокину. В июне 2016 года Кулик оказался замешанным в крупном коррупционном скандале, и его обвинили в незаконном обогащении. По имеющимся данным, он встречался в Париже с адвокатом Трампа Руди Джулиани (Rudy Giuliani) и предоставил ему дезинформацию, чтобы с ее помощью выдвинуть теорию заговора, согласно которой Шокина необоснованно уволили по настоянию Байдена.
Примерно в это же время Джулиани наладил деловые отношения с мэром Харькова Геннадием Кернесом. По словам Марка Галеотти (Mark Galeotti), эксперта по российской организованной преступности, у Кернеса «в недавнем прошлом были связи с преступными группировками», а до 2014 года он был «ярым сторонником» режима Януковича. Несмотря на эти сомнительные связи, частная компания Джулиани «Джулиани Секьюрити энд Сейфти» (Giuliani Security & Safety) подписала контракт с городом Харьковом, и в 2017 году Джулиани даже летал на частном самолете в Харьков, чтобы скрепить сделку с Кернесом. По имеющимся данным, посредником в этом контракте между Джулиани и Кернесом выступал пророссийский олигарх по имени Павел Фукс. Будучи крупным девелопером, работавшим в России, Фукс до выборов 2016 года занимался проектом строительства башни «Трамп-тауэр» в Москве. В 2017 году он нанял Джулиани для работы в Харькове. Позднее в интервью Фукс заявил, что считает Джулиани «лоббистом Харькова».
Во время своих выступлений на телеканале «Фокс Ньюс» (Fox News) Джулиани почти дословно повторил конспирологические тезисы другого бывшего члена «Партии регионов» и уроженца Харькова — Андрея Деркача, тем самым показав, какими путями пророссийская дезинформация попала в американские СМИ. Опальный экс-премьер Украины Николай Азаров, бывший глава «Партии регионов», бежавший в Россию вместе с Януковичем, также поддержал заявления против Байдена, с которыми выступали Джулиани и Трамп.
Но, наверное, ни один деятель из «Партии регионов» так не заинтересован в успехе Трампа, как Дмитрий Фирташ. По данным расследования, результаты которого опубликовало агентство «Рейтер» (Reuters) в 2014 году, многомиллиардное состояние Фирташа «было нажито благодаря важным взаимовыгодным сделкам, заключенным при посредничестве людей из окружения российского лидера Владимира Путина». Однако в 2013 году в Северном округе Иллинойса Фирташу было предъявлено обвинение во взяточничестве. В настоящее время он находится в Вене в ожидании экстрадиции в США. Пытаясь в последний момент избежать экстрадиции, Фирташ попросил Шокина, бывшего коррумпированного генерального прокурора, дать под присягой письменное показание о том, что Фирташа, как и Шокина, несправедливо подвергла преследованиям администрация Обамы-Байдена. В защите Фирташа по-прежнему участвует юридическая фирма, основанная супругами Джозефом Дидженова (Joseph diGenova) и Викторией Тенсинг (Victoria Toensing), которые, по имеющимся сведениям, имеют связи и с Джулиани, и с Трампом.
Подрыв американской демократии
Попытки президента Трампа заставить Украину участвовать в решении его внутриполитических вопросов неразрывно связаны с реваншем пророссийских сил на Украине. Эти силы пытаются выслужиться перед представителями ближайшего окружения Трампа. Та же самая тактика, которую «Партия регионов» оттачивала на протяжении почти двух десятилетий на Украине — привлечение коррумпированных прокуроров для предъявления политически мотивированных обвинений, подкуп чиновников, предложение выгодных сделок политическим союзникам — постоянно используется «регионалами», пытающимися привлечь внимание Трампа и его окружения.
Например, министр энергетики Рик Перри (Rick Perry), рекомендовал президенту Украины Владимиру Зеленскому в качестве советника своего бывшего донора, спонсировавшего его избирательную кампанию в 2010 год, когда он баллотировался на пост губернатора. И этот человек получил выгодный контракт в нефтегазовой отрасли Украины. Частная охранная компания Джулиани подписала крупные контракты с мэрами Киева и Харькова, при этом Джулиани действовал от имени Трампа. И, конечно же, партнеры Джулиани Игорь Фруман и Лев Парнас пытались использовать свои связи с Белым домом для получения выгодных контрактов в энергетическом секторе Украины — и параллельно с этим занимались распространением ложной информации о Байдене и о выборах 2016 года.
Больше всего от этих коррупционных связей выигрывает Россия, которая десятилетиями использовала «Партию регионов» в качестве рычага влияния на Украине. В 2014 году, когда украинцы восстали против этой олигархической системы, Кремль был застигнут врасплох. С тех пор Путин наносит ответные удары. Несмотря на войну, которую ведет Путин, и на огромные суммы «темных» денег, которые Россия тратит на привлечение на свою сторону политиков, Украина пока еще противостоит этой подрывной деятельности. А США, к сожалению, оказались более уязвимыми.
Злоупотребление президентом своим служебным положением в личных, политических целях нанесло весьма серьезный ущерб демократическим институтам и политической культуре США. Объединившись с силами коррумпированной олигархии, чьим главным покровителем на Украине является Кремль, Трамп разрушил американскую внешнеполитическую традицию, согласно которой обе партии всегда поддерживали демократический принцип верховенства закона. Времена, когда США ратовали за правое и благородное дело — за борьбу с коррупцией, защиту принципа верховенства закона, поддержку демократических движений, заканчиваются. И это происходит именно тогда, когда миллионы демонстрантов, выступающих против коррупции, выходят на улицы Москвы, Праги, Братиславы, Бейрута, Тбилиси, Джакарты и многих других городов в знак протеста против олигархических режимов, которые подавляют их демократические устремления. Для восстановления репутации американских демократических институтов нам надо будет не только навести порядок у себя в стране, но и быть более преданными делу демократии в этой усиливающейся глобальной борьбе.
#Первая полоса #Петр Порошенко #российская агрессия #аннексия Крыма #Владимир Путин #Виктор Янукович #Соглашения об ассоциации с Евросоюзом #Революция Достоинства #олигархия #Пол Манафорт #Партия регионов