Пока остальные растут, мы лишь наблюдаем.
В 2014 г. подписано Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом. В сентябре 2017 г. оно вступило в действие в полном объеме и регулирует постепенное экономическое и политическое сближение Украины и Евросоюза. Однако в соглашении нет никаких гарантий будущего вступления Украины в ЕС, что в принципе закономерно, поскольку соответствие параметрам страны прозападного типа определяется не подписанными документами, а наличием или, наоборот, отсутствием в стране системы европейских свобод и ценностей.
К тому же, и это очевидно и понятно, те же европейские страны являются не только партнерами, но и прямыми экономическими конкурентами Украины. Никто не будет за просто так содержать квартиру соседа и производить в ней качественный евроремонт.
Подтверждением является хотя бы та же история с деловой древесиной, когда практически впритык к нашей государственной границе в короткие сроки выросло целая "гроздь" лесоперерабатывающих заводов, фактически наносящих ощутимый урон нашему экспортному потенциалу и поощряющих контрабанду со стороны Украины.
А вот квоты на беспошлинный экспорт украинской продукции, несмотря ни на какие ассоциации, по некоторым видам товарной продукции установлены просто смехотворные.
По данным Минэкономразвития и торговли, на конец февраля 2019 г. украинские экспортеры полностью использовали тарифные квоты на экспорт в ЕС кукурузы, меда, сахара, виноградного и яблочного соков. Кроме того, значительно использована тарифная квота на мясо птицы.
Ненамного позже заканчиваются тарифные квоты на пшеницу, обработанные томаты, продукты переработки солода и крахмала, сливочное масло и молочные пасты...
Итак, действительно ли Украина развернула вектор развития в сторону цивилизованных европейских государств? Имеет ли страна шансы стать сильнейшим региональным игроком, не останется ли она аутсайдером, поставляющим в основном сырье и рабочую силу?
Находимся ли мы на пути, или хотя бы на старте в клуб богатых развитых государств?
Ответы на эти вопросы неоднозначны. Ведь после длительного экономического застоя с символическими темпами роста ВВП, понижением реального уровня доходов большинства населения, двузначными темпами индекса инфляции страна застряла на определенном цивилизационном разломе.
Позади почти 28 лет де-факто топтания на месте и наблюдения за соревнованиями экономически развитых стран. Стыдно признаться, но за последние 5 лет "жизни по новому" мы хоть и продвинулись в рейтинге легкости ведения бизнеса от The World Bank, но все еще отстаем даже от Беларуси.
А борьба с коррупцией, несмотря на создание под нажимом европейских и американских партнеров множественных и дорогостоящих антикоррупционных структур, порой напоминает показуху в стиле позднего Леонида Ильича Брежнева.
Сломать или сломаться?
Впереди — всего лишь два варианта. Первый (при сохранении существующей системы) обещает прохождение точки невозврата, за чертой которой — дефолт, обрушение пирамиды ОВГЗ, девальвационный обвал национальной валюты и крах и без того мизерных социальных стандартов.
Второй предполагает не ремонт и трансформацию, а полный слом системы имитации изменений и псевдореформ.
Происходившее в стране в последние годы, трудно назвать реформами. Скорее, это были процессы совершенствования тотальных коррупционных схем во благо немногочисленной прослойки общества.
Мы не увидели работы по созданию в стране полноценного законодательства по трансфертному ценообразованию. Поэтому "упрощенка" для богатых по-прежнему существует и даже процветает, а офшоры стали практически легальной возможностью не платить налоги в Украине.
По-прежнему нет порядка в энергетической сфере, где по оценкам, озвученным в ВР, только на угле "прокладки" отбирают около 2 млрд долл. ежегодно, на "газе" — и того более: около 3 млрд долл.
Мы не изменили систему уплаты налогов. Поэтому сверхбогатые, владеющие яхтами и суперджетами, в процентном соотношении платят налогов меньше, чем простая школьная "техничка", которая ежемесячно "отстегивает" несколько десятков процентов от своего скромного дохода на содержание неэффективного госаппарата.
По состоянию на 2018 г. ВВП Украины на душу населения составляет 2,82 тыс. долл., развивающихся стран — 5,49 тыс., средний по миру — 11,73 тыс., а развитых стран —
48,97 тыс. долл.
Как видно, показатели нашей экономики более чем скромны, однако доходам некоторых работников государственной (!) компании "Нафтогаз", исчисляемыми миллионами долларов в год, позавидовал бы даже президент первой экономики мира: зарплата Трампа за 2018 г. составила около 400 тыс. долл.
Размеры зарплат топов других госкомпаний несколько скромнее, однако и им вполне мог бы позавидовать не один американский сенатор.
А сколько там у нас на таможне "зависает" ежегодно? Немецкие исследователи оценили потери украинского бюджета только от махинаций с экспортом-импортом в 5 млрд долл. в год. Это ведь гораздо больше, чем все, что удается выпросить у всех международных финансовых организаций за год.
"Золота не может быть слишком много…"
Естественно, можно допустить, что многие цифры экспертов преувеличены, приукрашены. Только вот даже направления одной десятой части от общей цифры фантастических потерь бюджета непосредственно в государственную казну хватило бы для выравнивания экономической ситуации в стране, ускорения темпов роста и предотвращения социального взрыва.
Более 2% роста ВВП Украина ежегодно теряет только из-за тотальной коррупции, многочисленных схем, "прокладок", "договорняков", "крышевания".
Годовой отток гастербайтеров из страны достиг 1 млн человек. По сути, эта цифра является диагнозом так называемой "перестройки" страны якобы в европейском направлении.
Хотя сравнительно небольшие деньги нужны для того, чтобы в стране восстановился потребительский спрос, а далее закрутились колесики — "спрос—деловая активность бизнеса", запустились драйверы роста промпроизводства и прекратилось хотя бы ускорение оттока трудовых мигрантов из страны. И дальше все пойдет согласно мультипликационному эффекту.
Страна станет проевропейской лишь тогда, когда основным доходом простого инспектора таможни пропускного пункта "Краковец" и судьи киевского райсуда станут заработные платы, а наличие у них дорогостоящего элитного жилья во Львове или в Киеве или авто за сотню тысяч европейских денег станут своеобразной черной меткой, барьером для того, чтобы чиновник больше никогда не попал на госслужбу.
Многомиллиардные коррупционные потоки на всех уровнях, снизу доверху, вымывают из страны не только возможность повернуть в европейском направлении, но и шанс стать развитой страной, шанс на будущее.
Ведь в той же Польше "не медом намазано". За то, чтобы привезти домой "злотувок" эквивалентом в 700–800 долл. США, ежемесячно приходится вкалывать отнюдь не по 8 часов в рабочий день, как в украинском трудовом законодательстве. За этим стоит 250–300 часов (в пересчете на месяц) часто тяжелого физического труда, проживание в комнате на 10–25 человек с такими же "заробитчанами" и недорогой польский аналог "Мивины"…
Свернуть с курса на бедность
Мы уже писали о потерянном десятилетии в развитии страны. Можно сказать, что реально многие годы оказались потерянными в экономическом смысле для подавляющего большинства населения страны.
Цифры говорят сами за себя. Страна стала действительно бедной. Еще в 2011-м в экономике крутились по мировым меркам скромные, но все же сравнительно неплохие деньги. Экспорт товаров превышал рекордные за годы независимости 82 млрд долл. (при импорте свыше 88 млрд долл.) Цифры последнего "полного" 2018 года: экспорт чуть больше
47 млрд долл., импорт — около 57 млрд долл.
При этом имеем три устойчивые негативные тенденции:
Первая. Негативное сальдо внешней торговли по итогам 2018-го достигло 9,5 млрд долл., тогда как всего годом ранее оно составляло 6,2 млрд долл. А в 2016-м негативное торговое сальдо составляло "всего" около 2,5 млрд долл.
Украина покупает больше, чем продает, что создает дополнительные девальвационные риски в будущем. Причем разрыв в балансе за последние три года увеличился почти в 4 раза. Образно говоря, пружина продолжает сжиматься, и если ничего не предпринимать, последствия могут оказаться разрушительными для экономики в целом.
Вторая. Даже в относительно благополучные годы отрицательное торговое сальдо для Украины было вполне привычным явлением (так, в 2012–2013 гг. оно составляло минус 13,7–15,8 млрд долл.). Одной из причин такого положения дел является занижение цен при экспорте товаров для вывода прибыли в офшоры.
Третья. Внешнеторговая ориентация страны на сырьевой экспорт присутствовала всегда. Но тенденции к снижению доли поставок продукции с большей добавленной стоимостью нарастают год от года. Больше готовой продукции с высокой добавленной стоимостью — больше долларов. Однако основа нашего экспорта — сырье, стоимость которого напрямую коррелирует с ситуацией на соответствующих товарных рынках мира.
А заявление, некогда прозвучавшие от первых лиц государства о том, что страна станет аграрной супердержавой, иначе чем некомпетентными назвать сложно.
Мы просто обязаны свернуть с курса на бедность.
Ведь чисто аграрные страны еще ни разу и нигде в мире не становились успешными.
"Баунти" для избранных
Де-факто Украина теряет деньги дважды.
Первый раз, когда продает дешевое сырье, второй — когда покупает высокотехнологичную продукцию, которую сама производить не умеет или не хочет. Ведь набивать карманы "бабками" намного легче, создавая паутину коррупционных схем, занимаясь строительством "крыш" и внедряя институт "смотрящих", чем развивая производство, внедряя технологии и инновации.
Т.е. "делать деньги" по-европейски, как это принято во всем цивилизованном мире, для многих — просто скучно, недостаточно прибыльно и слишком растянуто во времени по сравнению, например, с банальным "распилом" бюджета.
Выигрывают от этого только экономики других развитых стран, для которых Украина наполняет налогами казну. Сама при этом беднеет. А население "спасается" заработками за границей.
Все — круг замкнулся. Теперь, чтобы догнать далеко не самую "топовую" в экономическом плане страну ЕС Польшу, понадобится 100 лет, если, конечно, до этого времени у нас полстраны не разбежится.
Офшорная прибыль только частично реинвестируется в экономику страны, с целью получения еще большей офшорной прибыли.
Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Его последователи создали в Украине систему, при которой значительная часть национального богатства страны превращается в виллы в Испании, квартиры в Лондоне, качественное образование в самих престижных учебных заведениях самых богатых стран Европы, медицинское обслуживание в лучших клиниках мира, мегадорогие автомобили известных мировых брендов, отпускные туры по "кругосветке" стоимостью в 50 годовых заработных плат среднего украинца…
Это Украина. Потенциально одна из самых богатых стран мира, в которой "законные" 2–3 тыс. евро ежемесячной зарплаты среднего украинца посредством фантастической коррупции, лжи и цинизма превратились в 300–400 долл. дохода простых граждан и сладкое "баунти" для избранных и их обслуги.
Богатые в стране бедных
На фоне псевдореформ и ура-патриотики, безнаказанности, вседозволенности (на топ-уровнях) и коррупционного хаоса бюджет терял и продолжает терять десятки, а то и сотни миллиардов гривен ежегодно.
Колоссальные макроэкономические дисбалансы и дыры затыкаются традиционно — за счет населения и малого бизнеса.
Вопреки обещаниям чиновников, ни молочных рек, ни кисельных берегов в стране не наблюдается. Наоборот, во второй половине минувшего года топ чиновники несколько озадачили граждан сообщением о том, что без очередного финансового "укола" со стороны МВФ страна, оказывается, "приплывет" к дефолту.
Неэффективная экономическая система в коктейле с коррупцией привели к тому, что экономика паразитирует на деньгах гастербайтеров, присылающих в страну более десятка миллиардов долларов ежегодно, и на сравнительно скромных вливаниях от МВФ — для того, чтобы исправно платить долги.
И, тем не менее, в силу потенциального реально сказочного богатства страны (сырьевые ресурсы, географическое положение, квалифицированная рабочая сила…) возможность попасть в список самых развитых стран мира все еще есть. Деньги на украинский рывок, своеобразный план Маршалла (программа помощи Европе после Второй мировой войны), как видим, даже искать не надо, они находятся у нас в стране, буквально под ногами валяются. Но вместо того, чтобы их использовать по назначению, ими набивают карманы избранные.
Безусловно, нас ожидают очень непростые годы. Это связано не только с пиком выплат по внешнему долгу, но и с приближением новой волны мирового финансового кризиса, который уже прогнозируют эксперты на Западе. И металлы, и агропродукция в таком случае могут резко упасть в цене.
Конечно, в непростые времена, лучше войти на автомашине с надежным ремнем безопасности, из бензобака которой не вытекает топливо…
А ведь для экономического прорыва не так уж много и нужно. Для начала — хотя бы сократить коррупцию, задуматься над офшорной "упрощенкой" для богатых, умерить тарифные аппетиты монополий, отпустить на волю малый бизнес, а главное — начать говорить правду.
#Финансы #Соглашения об ассоциации с Евросоюзом #План Маршалла