Несмотря на затяжную весну и поздний старт посевной, операторы рынка ожидают урожай выше прошлогоднего. Согласно прогнозу Украинской зерновой ассоциации, объединяющей ведущих зернотрейдеров, урожай в этом году составит +2-3 млн к результату 2017 года или 62-63 млн тонн. «Даже если с посевом мы задержались на 2-3 недели, но зато средняя температура достаточно высокая, и это даст возможность растениям развиваться быстро и компенсировать отставание. Я думаю, что мы еще способны набрать хорошие показатели. Плюс, часть посевных площадей из-под ячменя перекочует на кукурузу, поэтому урожайность будет выше», — сказал президент УЗА Николай Горбачев. Соответственно увеличится и экспорт. «Экспорт в новом сезоне составит около 49 млн тонн зерновых и масличных по сравнению с 46,3 млн тонн в этом», — отметил он.
В разрезе культур урожай ожидается:
Пшеницы 27 млн тонн против 26,5 млн тонн в прошлом сезоне, рост экспорта — с 17 до 18 млн тонн.
Кукурузы 27 млн тонн против 24,8 млн тонн, экспорт может увеличиться с 19 до 21 млн тонн.
Ячменя 7,8 млн тонн против 8,6 млн тонн, экспорт — сократится до 4,3 млн тонн по сравнению с 4,6 млн тонн в 2017/2018 МГ.
Сои 3,9 млн тонн, на уровне прошлого года, при этом ожидается снижение экспорта с 2,7 млн тонн до 2 млн тонн.
Прогнозы профильного Министерства пока не подтверждают эту оценку, но и не противоречат — ранее Минагро задекларировало, что ожидает урожай «не ниже, чем в прошлом году». Как написал на своей странице в facebook первый замминистра агрополитики Максим Мартынюк, перезимовка озимых была одной из самых благоприятных за последние годы, а запасы влаги — самые высокие за последние 10 лет. Май ожидается на 1-2 градуса теплее средних показателей, осадки прогнозируются в пределах нормы, что положительно повлияет на вегетацию растений. Учитывая, что темпы посевной постепенно сближаются с прошлогодними, старт сезона не вызывает серьезных опасений.
Если экстраполировать текущую динамику урожаев на будущие периоды, то в горизонте ближайших пяти лет урожай в Украине (зерновые +масличные) вырастет к 2022 году до 100 млн тонн, а экспорт — до 70 млн тонн, прогнозируют в УЗА. В 2010 году Украина резко нарастила производство кукурузы — с 10 до 20 млн тонн, и такой же рост возможен и по пшенице — сегодня в Украине собирается 4 тонны пшеницы с гектара, тогда как в мире урожайность достигает 8 тонн. Перспектива дальнейшего роста есть и у кукурузы — в Украине урожайность составляет 6 тонн с гектара, в мире – 11-12 тонн, а отдельные гибриды уже даже дают урожай и до 20 тонн с гектара. «Не увеличивая посевные площади, Украина способна значительно увеличить производство зерна и его экспорт», — сказал Горбачев.
Ограничителем этой динамики может стать текущая емкость экспортной инфраструктуры, в первую очередь — железной дороги.
Текущие мощности по хранению и перевалке позволяет уже перегружать на суда более 60 млн тонн зерна в год. Проблемой остается доставка зерна в порты по железной дороге. Проблема при этом не в дефиците вагонов, что было распространенной версией о причинах регулярных коллапсов в период пиковых отгрузок, а дефицит тяги, считают экспортеры. Планы построить в Украине завод по производству локомотивов вряд ли могут решить проблему в обозримом будущем, поскольку строительство завода займет много времени. «Увеличить производство зерна без локомотивов — нереально, мы находимся на грани логистических возможностей. Этот тупик не даст аграрному сектору развиваться. Потому что ни один производитель не будет инвестировать в увеличение производства, чтобы из-за проблем с логистикой в конце сезона остаться с непроданными остатками, которые будут давить на цены, и, в конце концов, могут привести к банкротству предприятия», — считает Горбачев.
Вариант предлагаемый УЗ — закупка частными операторами локомотивов и передача их в лизинг невыгодна для последних в силу а) ненадежности курса национальной валюты б) отсутствие гарантий соблюдения договоренностей в случае смены менеджмента УЗ.
Отметим, что либерализация рынка тяги заложена в архитектуру реформы «Укразализныци» в семилетней перспективе. Но учитывая, что этот сегмент один из наиболее маржинальных, то менеджмент УЗ планирует поднять за счет него общую доходность предприятия и прогнозирует допуск частной тяги не ранее чем через пять лет. Как сообщал iAgro, «Укрзализныця» ищет пути оптимизации зерновой логистики. В частности, по словам директора по экономике и финансам госкомпании Андрея Рязанцева, железная дорога в этом году решила отказаться от перевозок зерна партиями меньше, чем пять вагонов. Со временем «Укрзализныця» планирует пойти еще дальше — загружать зерно только на тех станциях, которые могут обеспечить погрузку партии минимум в 10 вагонов.
#Агрорынок #Укрзализныця #урожай