«Нафтогаз» нашел способ совместить параллельные контрактные реальности, в которых живут украинская компания и «Газпром» с момента вынесения вердикта Стокгольмского арбитража по их контрактам на покупку газа и транзит. «Нафтогаз» решил зачислить $9 млн, которые «Газпром» перечислил за транзит своего газа через Украину в августе, в счет долга российской компании в $2,6 млрд. «Нафтогаз» считает эти $9 млн переплатой, так как рассчитывает плату за транзит в соответствии с решением арбитража, которое «Газпром» оспаривает, как и само наличие этого долга.
«Нафтогаз» решил зачислить $9 млн из той суммы, которую «Газпром» заплатил украинской компании за транзит своего газа в августе, в счет пени на долг «Газпрома» в $2,58 млрд. Этот долг возник в соответствии с решением Стокгольмского арбитража, вынесенным в конце февраля, и на сумму начисляются проценты — по данным «Нафтогаза», на данный момент начислено уже $100 млн пени. Сам «Газпром» это решение Стокгольмского арбитража оспаривает в апелляционном суде Швеции и сопротивляется попыткам «Нафтогаза» принудительно взыскать с «Газпрома» эти $2,6 млрд в различных юрисдикциях в Европе.
История возникновения этих $9 млн следующая. Арбитраж в числе прочего решил, что цена на газ «Газпрома» для Украины должна определяться в соответствии с котировками на немецком хабе NCG, в отличие от предыдущей формулы цены, которая была полностью привязана к цене на нефтепродукты. При этом плата за транзит рассчитывается по формуле, в которой учитывается цена поставки российского газа на Украину (даже если таких поставок нет, как сейчас). Поскольку в последние месяцы цены на нефть выросли, цена по не пересмотренному арбитражем контракту тоже растет, и в соответствии с ней растет и плата за транзит.
Поскольку «Газпром», в сущности, не признает (хотя никогда публично об этом не говорил) вынесенные решения Стокгольмского арбитража, то он платит за транзит в соответствии со старыми контрактами. Однако «Нафтогаз», разумеется, решения арбитража признает, а в соответствии с этими решениями плата за транзит расти не должна.
Поэтому «Нафтогазу» нужно было либо отослать эту «переплату» в $9 млн обратно «Газпрому» (в отношениях компаний в последние годы такие эпизоды встречались неоднократно), либо найти способ получить эти деньги, не противореча логике арбитражных решений, что и было сделано.
«Газпром» пока не комментирует ситуацию. С формальной точки зрения каждая из сторон остается при своем мнении, и «Газпрому» будет сложно обвинить «Нафтогаз» в присвоении средств за транзит, если «Газпром» сам полагает именно такую оплату транзита справедливой. Тем не менее тот факт, что чрезвычайно запутанные судебные споры компаний коснулись вопроса текущей деятельности по транзиту, выглядит тревожным, особенно в преддверии зимы.
#Нефть и газ #Нафтогаз Украины #Газпром #Стокгольмский арбитраж #газовая война