Первые штрафы еврбляхерам по 8,5 тысячи гривен (за нарушение режима ввоза авто, если им управляет не тот человек, который его ввез на таможенную территорию Украины) выписали в Харькове.
Есть также прецеденты, когда выписывали штраф в 17 тысяч (за повторное нарушение). Причем его получила женщина-водитель, которую вначале остановили утром, вручив квитанцию на 8,5 тысячи, а в тот же день вечером выписали еще один штраф - уже 17 тысяч. Таким образом, за день она получила штрафов на 25,5 тысячи гривен.
Всего в Харькове уже оштрафовано несколько десятков водителей.
В связи с чем 18 января местное территориальное подразделение "АвтоЕвроСилы" уже организовало акцию протеста под зданием Управления патрульной полиции в Харьковской области. Правда, акция оказалась немногочисленной - собралось всего порядка 50 человек.
Вчера акцию в поддержку харьковчан провело также киевское подразделение "АвтоЕвроСилы". Один из руководителей этой организации Александр Чернявский пообещал вывести людей из разных регионов под Раду, если проблема с льготной растаможкой авто на иностранной регистрации не решится в ближайшее время.
Примечательно, что Чернявский сегодня сам едва не получил штраф. Около часа ночи он ехал, как говорит, "с соблюдением всех правил дорожного движения", как вдруг его остановила полиция и начала "кошмарить" за еврономера. Правда, в итоге Чернявскому все же удалось убедить полицейских не выписывать квитанцию.
Водители говорят, что на самом деле штрафы уже выписывают не только в Харькове, но и в других городах. Причем, в разговоре с владельцами евроблях полицейские якобы ссылаются на некую "разнарядку", которую им спускает начальство - оштрафовать за смену хотя бы одно авто на иностранных номерах.
При этом в "АвтоЕвроСиле" говорят, что МВД грубо нарушает условия меморандума: не штрафовать авто на иностранной регистрации до принятия закона о льготной растаможке. С самим же проектом Рада тоже тянет, хотя он подан уже давно.
Впрочем, если его в итоге примут, недовольными могут оказаться уже обычные водители, ведь проблемы евробляхеров предлагается решать за их счет.
Меморандум закончился
Напомним: проблема с авто на иностранных номерах тянется уже несколько лет. В 2019 году был принят закон, который определил переходной период для растаможки авто, после которого водителей должны были штрафовать.
Причем, 8,5 тысячи - это стартовый штраф. Максимальная сумма может достигать 170 тысяч гривен, также есть риск лишиться водительских прав и самого авто.
Затем отсрочку по штрафам несколько раз продлевали, но с 2020 года законодательных ограничений для штрафов нет.
Но была достигнута договоренность между "АвтоЕвроСилой" и МВД о том, что владельцев евроблях не будут штрафовать, пока Рада не примет закон о льготной растаможке. И, только если и после этого водители не поставят авто на украинские номера, штраф запустят по полной.
Стоит отметить, что сговорчивость полиции пояснялась не столько лояльностью к евробляхерам, сколько техническими нюансами.
Дело в том, что полиция не могла доказать, что по авто на иностранной регистрации точно нарушен режим временного ввоза, а также точно определить характер такого нарушения.
Другими словами, полицейский просто видел еврономера, понимал, что с авто что-то не так, но вот доказать ничего не мог. Поэтому были прецеденты, когда водителей останавливали, но после пререканий и споров отпускали. Некоторые водители говорят, что платили патрульным по 100-200 гривен, чтобы те не портили им нервы.
Причина в том, что до недавнего времени в Нацполиции не было доступа к таможенной базе. В теории полицейские могли дать запрос таможенникам "пробить" ту или иную машину, но эта процедура занимала определенное время, то есть схема - явно не для штрафа на месте.
Но в конце прошлого года все изменилось. СМИ уже писали, что еще в октябре Кабмин с подачи МВД принял постановление, которым заметно расширил полномочия полиции.
В частности, она получила доступ к таможенной базе, по которой можно "пробить" историю автомобиля - когда ввезен и кем. Соответственно, можно определить - просрочен ли режим ввоза и срок постановки на учет, а также имеет ли право человек за рулем этим авто управлять.
И, соответственно, в случае нарушения, теперь у полиции появилась возможность выписывать штрафы прямо на месте остановки.
Еще тогда нардеп Евгений Брагар (является одним из авторов законопроекта о льготной растаможке, хотя стал известным широкой общественности после того, как предложил пенсионерке продать собаку, чтобы рассчитаться за коммуналку) обвинил Арсена Авакова в том, что тот "нагло нарушил меморандум".
"28 октября Кабмин согласовал проект постановления, которое позволяет привлекать к ответственности собственников номеров на европейской регистрации. При этом хочу заметить, что в декабре 2019 года был подписан меморандум между "АвтоЕвроСилой" и министром МВД о не привлечении к ответственности владельцев авто на европейской регистрации до принятия закона о доступной растаможке. Со всего вышесказанного выходит, что министр внутренних дел Арсен Аваков нагло нарушил данные народу обещания не штрафовать евробляхеров", - написал Брагар на своей странице в Фейсбуке.
"Постановление Кабмина фактически позволило полиции останавливать евробляхи для проверки и выписывать протоколы на месте. Ранее они такой возможности не имели, так как не было доказательств нарушений режима ввоза. Что же касается меморандума о якобы не привлечении к ответственности, то никакой юридической силы он не имеет", — говорит глава адвокатского объединения "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.
Льготная растаможка и увеличение налогов для "обычных" водителей
Стоит отметить, что в парламент в разное время подано уже около десятка законопроектов по льготной растаможке. Но больше всего шансов у проекта №3704, под которым подписалось несколько десятков нардепов.
Предполагалось, что проект примут еще в прошлом году. Но в повестке дня парламента он так и не появился. Сами евробляхеры списали это на интриги главы налогового комитета Даниила Гетманцева, который якобы специально тормозил проект, не вынося его на рассмотрение комитета.
Тогда же евробляхеры обращались с петицией к президенту и несколько раз выходили на акции протеста.
В декабре они собирались на акцию протеста под Радой, пытаясь ускорить продвижение законопроекта, и даже собирались объединяться с фопами, которые как раз в это время вышли протестовать против внедрения кассовых аппаратов. Но депутаты убедили евробляхеров, что все под контролем, и те разошлись.
Между тем вопрос с проектом до сих пор не решен.
"Если в ближайшее время не примут проект №3704, будем выходить на новые акции", — говорит Чернявский.
Проект №3704 был подан еще в июне прошлого года и до сих пор его статус на официальном сайте Верховный Рады указан как "Обсуждается в комитете".
Законопроект предусматривает несколько нововведений.
В частности, отмену акциза на легковые авто, кузовы, прицепы и полуприцепы, транспортные средства, рассчитанные на перевозу до 10 человек и более.
Понятно, что это сразу - минус для доходной статьи бюджета, ведь сейчас акцизы на авто достаточно высокие (акциз определяется по формуле — 50 евро для бензинового двигателя или 75 евро для дизельного умножить на объем двигателя и коэффициент возраста авто в годах, но не больше 15).
То есть, к примеру, для бензинового авто с мотором 2,5 литра 2011 года выпуска акциз составит 1250 евро. А для авто постарше, скажем, 20-летнего, акциз составляет уже 1875 евро. Нередко это больше, чем стоит сама евробляха. Что и вызывал возмущение владельцев авто на иностранной регистрации. Они заявляли, что готовы платить максимум несколько сотен евро.
Также предлагается освободить от НДС (а это 20% от стоимости) ввоз легковых авто, автобусов, грузовиков массой до 3,5 тонн участниками боевых действий (если стоимость таких авто не выше 43 минимальных зарплат и они не российские).
Еще один пункт проекта - до конца 2020 года разрешить ввозить авто стандарта Евро-2 (эта норма уже просрочена). По НДС водителям хотели дать рассрочку на 36 месяцев без начисления процентов и пени (при ввозе тракторов, рефрижераторов, контейнеров). Такую норму предлагали ввести временно - до 1 января 2025 года.
В качестве компенсатора бюджетных потерь предлагалось увеличить налог на роскошь для владельцев дорогих авто - с 25 тысяч гривен до 6 минимальных зарплат (сейчас это 36 тысяч гривен).
Порог для определения элитности авто хотели снизить с 375 до 200 минималок (1,2 млн гривен с 2021 года), то есть в категорию роскошных включались уже и авто среднего класса. Сам налог предлагали обязать платить не 5 лет, а 8 с постепенным снижением суммы. Причем под налог на роскошь подпадали не только легковые авто, но и мотоциклы, моторные лодки, яхты и др.
Идеи по увеличению налога на роскошь позже подхватил Минфин. Но в итоге на этот год все осталось по-прежнему.
Но, если проект №3704 примут, налоги для владельцев новых авто резко увеличатся. И тут уже могут быть протесты с их стороны. Платить больше налогов придется в том числе и многим нардепам. То есть в любом случае будут недовольные, так что не факт, что проект о льготной растаможке ожидает беспроблемное прохождение через сессионный зал.
С другой стороны, в Украине остаются нерастаможенными порядка 500-750 тысяч евроблях. Если же полиция начнет их активно штрафовать, люди будут попросту бросать машины или продавать их на разборку, не дожидаясь закона о льготной растаможке.
"Уже сейчас, если суды принимают решения по конфискации авто, люди рады, что не нужно платить штраф в 170 тысяч. Ведь большинство евроблях не стоит таких денег", - говорит Кравец.
#Первая полоса #Транспорт #евробляхи #авто #АвтоЕвроСила