В ответ Украина обязуется ускорить реформу образования, обеспечить независимость НАБУ, САП, НКРЭКУ, НБУ
Также требуется снизить уровень проблемных кредитов в госбанках и подготовить "Ощадбанк" к заходу в его капитал ЕБРР
Кроме того, Украина должна привести тарифы на газ к рыночным
Еще одним требованием является обязательное продолжение медреформы в 2020 году
В четверг, 11 июня, Международный валютный фонд обнародовал текст нового меморандума, заключенного с Украиной по программе stand-by.
Он появился на сайте ключевого кредитора нашей страны. Множество требований документа касаются регулирования банковской деятельности. Также речь идет о деятельности антикоррупционных органов, о реформах, тарифах и земле
Что подразумевает программа stand-by?
Новый меморандум с МВФ был подписан президентом Украины, премьер-министром, министром финансов и главой НБУ в рамках запроса новой 18-месячной программы финансирования stand-by на SDR3,6 млрд ($5 млрд).
Согласно опубликованным материалам, после выделения первого транша в SDR1,5 млрд ($2,1 млрд) намечено четыре пересмотра программы – по итогам июня, сентября и декабря этого года, а также июня 2021 года с завершением этих пересмотров соответственно 1 сентября и 1 декабря этого года и 15 мая и 15 октября – следующего.
Предполагается, что по итогам двух пересмотров в этом году Украина сможет получить еще по SDR500 млн, а по итогам двух пересмотров в следующем году – суммарно еще SDR1,1 млрд ($1,5 млрд).
Дедлайны обязательств
Ближайшими структурными маяками в меморандуме указаны: утверждение до конца июня планов сокращения проблемных кредитов госбанков, пересмотр до конца августа тарифов на отопление с полным отражением расходов на газ и капвложения и принятие порядка упрощенной смены бытовыми потребителями поставщика газа.
Затем до конца сентября намечено расширить полномочия набсовета НАК "Нафтогаз Украины" в его уставе и привести корпоративное управление в других госкомпаниях к стандартам ОЭСР, а также разработать все для запуска единых юрлиц налоговой и таможенных служб, чтобы запустить их с 1 января.
К концу октября в положения о Фонде гарантирования вкладов и законы намечено внести изменения для улучшения механизма ликвидации банков и восстановления активов, а также принять поправки к закону о Высшем совете юстиции по улучшению его отбора.
До конца ноября стоит структурный маяк принятия новых правок в закон о банковской деятельности с усилением требований к капиталу, резервам и акционерам, улучшению корпоративного управления и увеличению полномочий НБУ по калибровке требований к капиталу и ликвидности с учетом принимаемых банками рисков.
И наконец, к концу марта 2021 года должен быть завершен аудит бюджетных расходов, связанных с борьбой с COVID-19.
Уменьшение проблемных кредитов в госбанках и переход "Ощадбанка" ЕБРР
Согласно меморандуму, Украина намерена активизировать работу по решению проблемы высокого уровня унаследованных проблемных кредитов (NPL) в госбанках и утвердить планы их сокращения до июля.
"Мы позаботимся о том, чтобы государственные банки разработали срочные и надежные планы по сокращению проблемных кредитов в соответствии с постановлением Нацбанка Украины (НБУ) по проблемным активам", – сказано в документе.
Также уточняется, что реализация этих планов будет подлежать ежеквартальному мониторингу со стороны Совета по финстабильности (СФС) и НБУ и станет частью ежегодных КРI банков.
Помимо всего, правительство намерено заключить с госбанками соглашения об обеспечении их деятельности без политического вмешательства, а Минфин наймет персонал в подразделение, отвечающее за управление пакетами акций госбанков.
Что касается "Ощадбанка", то государство планирует обеспечить осуществление всех требований и условий для вхождения ЕБРР в его капитал до октября 2020 года.
Еще одна договоренность – это обязательство Кабмина по созданию рабочей группы для выявления препятствий банковскому кредитованию. Она сформулирует свои рекомендации и предложения относительно законодательных изменений к концу июня 2020 года.
Урезание госгарантий и ограничение на докапитализацию банков и ФГВФЛ
Украина взяла на себя обязательства ограничить государственные гарантии в 2020 году 40 млрд грн с последующим снижением этого показателя до 20 млрд грн в 2021 году.
Согласно обнародованному меморандуму, докапитализация банков и Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) не должна превышать 20 млрд грн в 2020-м и 2021 году.
В то же время отмечается, что большое количество выплат вкладчикам после ликвидации более 100 банков с 2014 года, а также низкий уровень восстановления активов привели к неплатежеспособности ФГВФЛ.
"Министерство финансов и ФГВФЛ по согласованию с НБУ, МВФ и Всемирным банком подготовят до конца июля 2020 план с ограниченным сроком действия для восстановления платежеспособности ФГВФЛ до конца 2021 года, сохраняя стимулы для максимального возврата средств от обанкротившихся банков. Совет финансовой стабильности примет этот план до конца августа 2020 года", – говорится в меморандуме.
Украина также обязалась не наращивать задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость (НДС) и авансовые платежи по налогу на прибыль, говорится в документе. Кроме этого, меморандум устанавливает требование своевременно проводить платежи по внешнему долгу.
Проверка качества активов банков после окончания кризиса
НБУ намерен провести проверку качества активов банков после преодоления кризиса, которая предоставит более полную информацию о размере дефицита капитала.
Также будут приняты меры надзора в отношении банков с недостаточной капитализацией, которые не выполнят уже разработанные ими планы восстановления коэффициентов достаточности капитала.
Кроме того, после окончания кризисного периода и возвращения экономики на путь устойчивого роста планируется возобновление усилий по приведению норм капитала банков в соответствие с международными стандартами.
В меморандуме также указывается, что Украина намерена к концу октября 2020 года принять поправки к закону о банковской деятельности, разработанные совместно с представителями МВФ и Всемирного банка, с целью устранения пробелов в корпоративном управлении банков с Базельской конвенцией 2015 года.
Поправками также планируется внедрить буферы сохранения капитала и доработать положения о новой структуре капитала в соответствии с Базельскими стандартами.
Внесением соответствующих поправок правительство намерено предоставить НБУ юридические полномочия для калибровки требований к капиталу ликвидности на основе оценки степени риска банка, а также усилить требования к лицензированию и к акционерам.
Поддержка автономии НБУ и политики инфляционного таргетирования
Власти Украины будут избегать каких-либо действий, подразумевающих политическое вмешательство в независимость НБУ, который продолжит придерживаться политики инфляционного таргетирования в рамках режима обменного курса с акцентом на поддержание финансовой стабильности.
Согласно документу, политика инфляционного таргетирования закрепит инфляционные ожидания, которые позволят НБУ сгладить экономические циклы и предотвратить кризис ликвидности.
Украина также продолжит осторожную денежно-кредитную политику для поддержания низкой инфляции.
Также намечено запросить техническую помощь МВФ для пересмотра управления капиталом и распределения прибыли с целью обеспечения автономности НБУ.
Согласно документу, Нацбанк намерен сдерживать инфляцию в целевом диапазоне (5% +- 1%), позволяя обменному курсу корректироваться в соответствии с основными экономическими показателями, а также покупать инвалюту для достижения целевых резервных показателей.
В случае отклонения инфляции от целевого показателя в 5% больше чем на 1 п.п. потребуются консультации с менеджментом Фонда, а больше чем на 3 п.п. – с советом директоров вплоть до возможности выхода из программы.
Земельный вопрос
Украина задекларировала намерение внедрить механизм определения конечных бенефициарных юридических лиц, владеющих землей.
В меморандуме прописано, что указанный механизм должен способствовать предотвращению обхода требований законодательства по борьбе с отмыванием денег и противодействию финансирования терроризма.
Кроме того, с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов планируется с 1 января 2021 года создать в Украине систему общественного мониторинга, которая будет базироваться на информации из кадастра, реестра и налоговой службы. В планах также связать Реестр субъектов хозяйствования с Реестром имущественных прав.
В документе в контексте принятия закона об обороте земель сельхозназначения говорится о намерениях изучить возможность расширения участия и конкуренции на рынке.
Украина также анонсировала принятие до конца июня 2020 года законодательства о создании Фонда частичных кредитных гарантий для финансовой поддержки мелких фермеров путем предоставления портфельных кредитных гарантий.
Намечено также усовершенствование процедуры переоформления земли и помощь в децентрализации управления земельными ресурсами, обеспечении передачи госземель в коммунальную собственность и изъятие функции контроля за использованием земли у кадастра, а также установление прозрачного процесса для электронных земельных аукционов с возможностью продажи на них государственных и коммунальных земель.
Автономия САП и независимость НАБУ
Украина обязалась сохранить автономию Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и поддерживать независимость Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) путем сохранения ограниченных оснований для увольнения его руководителя.
"Мы обеспечим автономию САП. В связи с этим мы рассмотрим правовую базу для совершенствования процедур отбора должностных лиц, укрепления ее способности регулировать организационную деятельность, аналогичную региональным прокуратурам, и оценим ее эффективность посредством внешней проверки авторитетных и уважаемых экспертов", – говорится в меморандуме.
Согласно ему, в части работы НАБУ Украина обязуется "поддерживать институциональную и оперативную независимость бюро, в том числе путем отстаивания процедур назначения его руководителя и сохранения ограниченных и серьезных оснований для увольнения его руководителя".
"Мы будем усиливать полномочия НАБУ по использованию широкого спектра методов расследования, включая тайные операции, перехват сообщений, доступ к компьютерным системам", – отмечается в документе.
Также в нем подчеркивается, что Украина готова до конца июля 2020 года предоставить "адекватные ресурсы и оборудование, чтобы НАБУ могло эффективно и независимо осуществлять перехват сообщений со стационарных телефонов к концу сентября 2020 года".
Еще в меморандуме указано, что будет обеспечено проведение внешнего аудита НАБУ в соответствии с требованиями законодательства.
Что касается Высшего антикоррупционного суда, то, согласно документу, Украина обязуется обеспечить его деятельность средствами в необходимом размере, в том числе для поддержания конкурентоспособной зарплаты судей ВАКС.
Аудит расходов Фонда по борьбе с COVID-19
Государственная аудиторская служба Украины в консультации с внешними аудиторами должна провести аудит расходов Фонда борьбы с СOVID-19.
Согласно документу, аудит должен быть проведен на момент закрытия фонда, но не позже 12 месяцев после его создания (ориентировочно конец марта 2021 года).
При этом Фонд может действовать до тех пор, пока этого будет требовать ситуация, но не позднее 31 декабря 2020 года.
Украина также взяла на себя обязательства по усовершенствованию управления государственными финансами, в частности обязалась установить верхнюю границу расходов ("потолок расходов"), расширить обзоры расходов на основе "пилотов" 2018-2019 годов, провести аудит социальных фондов, в том числе Пенсионного.
Как указанно в меморандуме, Минфин обязан улучшить оценку фискальных рисков, в том числе на госпредприятиях.
Помимо этого, Украина подтвердила свое обязательство запустить Долговое агентство, которое Кабинет министров создал в феврале 2020 года.
Ускорение реформы образования
После преодоления кризиса в Украине будет ускорено проведение образовательной реформы. "Мы продолжим оптимизацию численности школьной сети для начального и среднего образования, увеличим капитальные затраты на ремонт зданий и обеспечим школы необходимой инфраструктурой", – указывается в тексте.
Среди первоочередных задач запланировано реформирование учебных программ, а также внесение на рассмотрение Верховной Рады поправок к закону об образовании, касающихся изменений структуры заработной платы.
"Для высшего образования мы трансформируем систему финансирования университетов, и будем привязывать зарплату к производительности", – подчеркивается в документе.
Воздержание от валютных ограничений
Украина воздержится от введения новых валютных ограничений в период действия программы stand-by (SBA) МВФ.
"На протяжении всего периода действия SBA Украина не будет вводить или усиливать валютные ограничения, вводить или модифицировать мультивалютную практику, а также не будет вводить или усиливать импортные ограничения по причинам платежного баланса или заключать двусторонние платежные соглашения, которые не соответствуют статье восьмой устава Фонда", – говорится в документе.
В то же время власти Украины просили одобрить сохранение ограничений на обмен и мультивалютную практику, несовместимые с восьмой статьей устава МВФ, которые до сих пор не отменены из-за трудностей с платежным балансом.
АМКУ разрешат проводить обыски и изымать документы
Украина в меморандуме МВФ задекларировала принятие законодательства, которое укрепит Антимонопольный комитет (АМКУ) и даст ему полномочия для физического обыска и конфискации документов, а также для получения информации и обмена ею с другими правоохранительными органами.
Согласно документу, новое законодательство должно предоставить решениям комитета статус исполнительных документов, чтобы избежать необходимости судебного процесса для исполнения решений.
При этом поправки в закон должны также обеспечить прозрачное, конкурентоспособное и изолированное от политического вмешательства назначение и увольнение главы АМКУ и госуполномоченных.
Рыночные тарифы на отопление
Украина взяла обязательства к концу августа пересмотреть и утвердить все тарифы на отопление, привязав их к стоимости газа и сопутствующих затрат, в том числе капитальных вложений.
"Мы обеспечим, чтобы к концу августа 2020 года все тарифы на отопление, формирующиеся как НКРЭКУ, так и местными органами власти, были пересмотрены и официально утверждены таким образом, чтобы полностью соответствовать уровню цены на газ и негазовым затратам, включая капитальные вложения", – говорится в документе.
Правительство указало, что уже отменило постановление №560 от 26 июня 2019 года, определявшее предельные цены на отопление для населения.
Согласно меморандуму, начиная с отопительного сезона 2020-2021 года, с целью соответствующего отражения в тарифах на отопление изменений в стоимости газа и сопутствующих расходов тарифы будут пересматриваться не реже 1 раза в год к началу нового отопительного сезона.
Для этого правительство в ближайшее время намерено отменить постановление №1082 от 24 декабря 2019 года об определении платы за тепловую энергию и услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, поскольку оно допускает асимметричное изменение в счетах за отопление без необходимости пересмотра тарифов на него при изменении входящей цены на газ.
До конца июня 2020 года Украина обязуется принять решение, согласно которому все новые договора на коммунальные услуги, включая пересмотренные тарифы на отопление, должны быть заключены не позже 1 октября.
Также правительство намерено провести консультации со Всемирным банком и разработать соответствующие механизмы, позволяющие компаниям централизованного теплоснабжения снизить риск будущих задолженностей в связи с возможной волатильностью оптовых цен на газ.
Независимость НКРЭКУ
Украина в рамках обязательств перед МВФ намерена к концу марта 2021 года привести законодательство о Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), к европейским требованиям.
"Мы примем законодательство, направленное на то, чтобы привести полномочия и ответственность энергорегулятора (НКРЭКУ) в соответствие с Третьим энергопакетом ЕС – договором об Энергетическом сообществе и законом об НКРЭКУ 2016 года до конца марта 2021 года", – говорится в документе.
Согласно ему Украина также намерена внести изменения и имплементировать вторичные нормативно-правовые акты относительно рынка газа в соответствии с законодательством ЕС о газовом рынке.
Новые правила работы облагазов
Операторы газораспределительных сетей (ГРС), осуществляющие доставку газа, после намеченного на 1 июля открытия рынка для бытового сегмента должны будут делиться данными со всеми поставщиками, которых выберут бытовые потребители.
"Бытовые потребители должны иметь право разрешить передачу исторических данных о потреблении, а операторы системы распределения должны будут предоставлять доступ к своим историческим данным о потреблении любому поставщику, которого выбирает бытовой потребитель", – говорится в документе.
Согласно ему, такое предоставление данных должно осуществляться бесплатно, и для него будет запущен единый центр данных для бытовых потребителей газа.
Обязательное продолжение внедрения медреформы
Также в рамках обязательств Украина должна продолжить внедрять медицинскую реформу в 2020 году. Как говорится в документе, на звенья вторичной и специализированной помощи должен распространиться новый режим финансирования.
"Будет продолжена постепенная трансформация поставщиков медицинских услуг в некоммерческие юридические лица коммунальной собственности, а их финансирование будет базироваться на контрактах на выполнение работ, заключенных с НСЗУ", – говорится в меморандуме.
Также Украина обязалась завершить формирование пакета медицинских услуг, который будет включать первичную, специализированную, паллиативную и неотложную помощь.
Как сообщали СМИ:
решение о выдаче очередного кредита Украине в размере $5 млрд было принято МВФ 9 июня. Средства пойдут на поддержку экономики, пострадавшей от пандемии коронавируса.
Также в Минфине заявили, что часть средств от транша намерены направить на финансирование дефицита госбюджета, а также на выплату пенсий, зарплат и помощи социально незащищенным слоям населения.
#Первая полоса #Финансы #МВФ #НАБУ #САП #НБУ #реформа образования #земельная реформа #АМКУ